это москва
this is moscow

Это Москва

Замоскворечье

История Замоскворечья берет свое начало в XIII веке, когда возникли первые поселения вдоль дороги, ведущей от Кремля в Золотую орду. Местность, лежащую за Москвой-рекой, окрестили Заречьем.
К концу XVII века Заречье было густонаселенным торгово-ремесленным районом. Селился здесь и ремесленный люд (овчинники, садовники, кузнецы, монетчики) и стрельцы. После Стрелецкого бунта стрелецкие полки были распущены. Избежавшие казни обитатели стрелецких слободок покинули Заречье. Земли начали раздавать высоким военным чинам и купцам. И Замоскворечье превратилось в купеческий район Москвы со своим особым "замоскворецким" укладом жизни. "Там окна занавешены занавесками, ворота - на запор, при ударе в них раздается сердитый лай цепной собаки, все мертво или, лучше сказать, сонно: дом или домишко похож на крепость, приготовившуюся выдержать долговременную осаду" - так пишет о Замоскворечье XIX века Виссарион Белинский. А о том, что происходило "за занавесками", нам хорошо известно из произведений уроженца Замоскворечья Александра Островского.
Этот тихий и уютный район Москвы сохранил память и о других выдающихся деятелях российской культуры. На Пятницкой улице в 1854-1855 годах снимал квартиру молодой Лев Толстой, где его гостями были А.Н.Островский и А.А.Фет. В доме на Большой Ордынке у своей тетки часто бывал Ф.М. Достоевский. Здесь, в Замоскворечье, начиная с 1939 года, часто и надолго останавливалась Анна Ахматова. Пятницкая и Валовая улицы и Монетчиковские переулки связаны с деятельностью русского издателя и просветителя И.Д. Сытина.

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура

Большая Ордынка, 45. Городская усадьба Арсеньевых.

Дом Арсеньевых, с одной стороны, типичный образец послепожарной городской застройки Заречья начала XIX века. В ряду зданий-ровесников его выделяет то обстоятельство, что проект неизвестного архитектора был воплощен в дереве (хотя при постройке использовался допожарный каменный цокольный этаж).
Не совсем обычны пропорции фасада. Высокий мезонин, опирающийся на четыре полуколонны ионического ордера, придают всему зданию одновременно изящество и некоторую торжественность.
Вот только теперь в этих стенах ресторан… Зато поесть можно.

Малая Ордынка, 9 стр. 2

Улицы Большая и Малая Ордынка, Большой и Малый Ордынский переулки, Ордынский тупик - эти названия доносят до нас память об Ордынской слободе и ордынцах, упоминавшихся в документах уже в XIV веке. Ордынская слобода была одной из самых больших не только в Заречье, но и во всем городе. Уже в середине XVII века здесь стояло несколько храмов (церковь «Климента, папы римского, что в Ордынцах»; церковь Преображения, или иконы «Всех скорбящих радости, что в Ордынцах»; церковь Иверской иконы Божьей матери, «что на Всполье», более известная по приделу Георгия Великомученика; церковь Покрова Богородицы «в Ордынцах» или «в Голиках») и 273 двора.
По дороге, ведущей от Кремля в Золотую орду, двигались многочисленные возы, груженые собранной данью. Именно перевозка дани и была, как считают сейчас исследователи, основным занятием ордынцев.
И эта улица и этот дом еще хранят очарование старой Москвы.

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура
Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура

Малая Ордынка, 9. Музей А.Н.Островского.

В этом доме в четыре часа пополуночи 31 марта (12 апреля по новому стилю) 1823 года родился Александр Николаевич Островский.
Дом не принадлежал семье Островских, они «нанимали», как тогда говорили, в нем квартиру. А хозяином двухэтажного дома на каменном подклете с деревянным верхом был дьякон близлежащей церкви Никифор Максимов. Владение дьякона Максимова типично для Замоскворечья конца XVIII - первой половины XIX века, застроенного дворянскими усадьбами, купеческими и мещанскими домами. Традиционно невысокий, с лаконичным фасадом дом окружен садом и надворными постройками. Обширный усадебный участок между Малой Ордынкой и Голиковским переулком и в наши дни привлекает внимание обилием зелени и особым уютом московской старины.

3-й Монетчиковский переулок, 9 стр.1. Деревянный дом Д. П. Федотовой (1902)

Одна из ремесленных слобод Заречья носила название Монетчики. Нетрудно догадаться, что ее обитателями были мастера монетного дела. При Петре I место заселили работники Кадашевского монетного двора, чеканившего монету с 1701 по 1736 год. В XIX веке название слободы закрепилось и в названиях Монетчиковских переулков. Третий Монетчиковский - центральный из шести. На него выходят почти все, за исключением Шестого.
Одноэтажный с мезонином дом теперь несет службу в качестве офиса и по этому случаю обнесен добротным забором. По счастью, забор не сплошной и не мешает рассмотреть незамысловатый, но обильный резной декор.

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура
Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура

Новокузнецкая улица, 42. Дом купца Кудрявцева (вторая половина XIX в.).

Улица сохранила в своем названии память о стоявшей здесь Новой Кузнецкой слободе.
Считается, что кузнецы переселились в заречную слободу из-за Яузы (района современной Таганки).
Новая Кузнецкая росла и процветала: если в 1638 году здесь стояло 72 двора, то в 1658 году - уже 185. Правда, московские мастера кузнечного дела своего сырья не имели, работали на привозном. А потому довольствовались мелкими работами: изготовляли замки, ножи, топоры и другой нехитрый, но необходимый повседневный инвентарь, подковывали лошадей. Крупные же заказы (даже на гвозди для городского строительства) уходили туда, где было свое железо.

    

Сайт разработан вэб-студией Style Day