Это Москва
Басманный
Название района и Старой и Новой Басманных улиц происходит от бывшей в этой части Москвы Басманной слободы. Жили здесь "басманники". А вот кем они были и чем занимались, до сих пор не совсем ясно. По одной версии - пекли "дворцовый или казенный хлеб" басман (это по словарю В.И. Даля). По другой - изготовляли рельефные украшения для икон и прочих надобностей из тонких листов металла "басмы".
Пекари они были или чеканщики, а слобода процветала и была одной из крупных дворцовых слобод Москвы. В 1638 году здесь стояло 64 двора, а к 1679 году их числилось уже 113. К концу XVII Басманная слобода "приросла" на север новой улицей, где по Указу царя поселились люди военные. Называлась эта ново-освоенная территория Новой солдатской или Капитанской слободой (реже - Новой Басманной). И уже к 1702 году население района увеличилось более чем вдвое.
Позже здесь разрешили строиться и купеческому сословию. А с воцарением преемниц Петра Первого, облюбовавших близкие Лефортово и Немецкую слободу, в Басманной помимо ремесленников и купцов здесь обосновались чиновники, дворцовые служители, генералы и иноземцы (по свидетельствам иностранных путешественников, здесь жили те, кто перешел на русскую службу и принял православие). Как показывает перепись 1742 года, их в Басмманной того времени было уже около 70 процентов.
|
Гусятников переулок, дом 7, стр. 1. Жилой дом Э.А. фон Беренса (1880).
Этот дом, скрытый в глубине разросшегося сада, построенный в 1880 году по проекту архитектора М.А.Фидлера - редкий пример деревянного особняка в так называемом новогреческом стиле. Мода на "новую Грецию" подразумевала строгое следование классическим образцам в архитектуре и возникла в 1860-х годах.
Позднее в здании решено было разместить училище и в 1903 году дом был перестроен. Проект перепланировки выполнил архитектор Н. Благовещенский.
Потом сюда снова вселились жильцы. В 1920-х годах здесь жил Григорий Львович Рошаль - ученик Всеволода Эмильевича Мейерхольда, в ту пору - театральный режиссер. С 1931 года Григорий Львович начинает свою кино-карьеру на "Мосфильме". Важное место в его творчестве занимают экранизации литературных произведений: "Петербургская ночь" (1934, совместно с В. Строевой) по мотивам повестей Ф.Достоевского "Белые ночи" и "Неточка Незванова"; "Сестры" (1957), "Восемнадцатый год" (1958), "Хмурое утро" (1959) — по трилогии А.Толстого "Хождение по мукам". Рошаль - один из ведущих представителей жанра историко-биографического фильма: "Академик Иван Павлов" (1949), "Мусоргский" (1950), "Римский-Корсаков" (1953).
|
|
|
Денисовский переулок, 24. Деревянный жилой дом (1912).
Дом купца А.В.Крупенникова очень отличается от других дошедших до нас московских деревянных построек: строгая симметричная композиция фасада; лаконичный, но разнообразный декор окон и карнизов; необычной формы полукупола с круглыми слуховыми окошками. Автором проекта был Владимир Александрович Рудановский. Учился он в Московской Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. И хотя не окончил курса, но в 1901 году получил свидетельство "на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части". Кроме дома в Денисовском переулке, в Москве было построено еще несколько зданий по его проектам: жилые дома на улице Шумкина (дом № 16, 1901) и в Еропкинском переулке, (дом № 11,1912), а также часовня на Введенском кладбище (1911).
|
Елоховский проезд, 5. Жилой дом (1803-1811).
Еще один "ветеран" допожарной московской застройки с не очень счастливой судьбой.
Деревянный одноэтажный дом с мезонином на высоком каменном фундаменте был построен между 1803 и 1811 годами в классических традициях своего времени для секунд-майора А.Л.Демидова.
Менялись хозяева, менялась мода. А значит, и здание менялось в соответствии с новыми московскими вкусами.
В 1830 году дом был оштукатурен и вокруг центральных окон появились арочные ниши.
В 1875 году, когда хозяином здания стал купец Гордеев, фасад дома снова подвергся переделке (растесаны окна цоколя и мезонина) и обшит досками.
И уже видимо, не так давно, цокольный этаж строения "украсила" кафельная плитка. А XXI век внес свой вклад в оформление в виде листов дсп и железа на окнах...
Остается только добавить, что дом имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством, о чем сообщает табличка на его фасаде.
|
|
|
Переулок Огородная Слобода, 9 стр.1. Доходный дом.
Как ни странно, это двухэтажное деревянное здание - не что иное, как многоквартирный доходный дом. Построен он был предположительно в1870-х - 1880-х годах, хотя точная дата постройки неизвестна.
Автором проекта стал архитектор Александр Адольфович Мейнгард - один из основателей Московского Архитектурного Общества, московский губернский архитектор (с 1869 года), губернский инженер для казенных учреждений (с1876 года). Он возводил в основном больницы, богадельни, церкви и тюрьмы (в том числе, корпус для одиночного заключения Бутырской тюрьмы). Так что этот доходный дом - не очень характерный образец его творчества.
Видимая простота архитектурного решения с лихвой компенсируется обилием резного деревянного декора. Здесь резьба повсюду: на оконных наличниках (в особенности, первого этажа), по краю крыши на карнизе и между этажами. Но главное украшение - это, безусловно, поддерживающие кровлю "кружевные" кронштейны.
Получилось немного по-деревенски, но очень гармонично. Кажется, что только такой дом и должен стоять в переулке с названием Огородная слобода. Однако это название появилось лишь в 1994 году. В конце XIX столетия, когда строился дом, о знаменитой царской Огородной слободе здесь уже ничто не напоминало. А переулок назывался Чудовским.
|
Старая Басманная улица, 36. Дом-музей В.Л.Пушкина.
До наших дней дошел не только дом титулярной советницы Пелагеи Васильевны Кетчер, но и квартирная книга Басманной части, где значится точная дата его постройки: "1820 года, ноября 16 дня". Здание возвели на выгоревшем при пожаре 1812 года участке земли по одному из "образцовых фасадов". Дом одноэтажный со стороны улицы, с антресолями в задней половине и входом со двора, что очень типично для жилой застройки того времени. Вокруг зеленел сад, а в нем стояли надворные постройки: "людской флигель с конюшнею, каретным сараем и погребом". Летом 1824 усадьбу госпожи Кетчер "нанял" коллежский асессор Василий Львович Пушкин - дядя Александра Сергеевича и его "поэтический наставник", известный поэт своего времени.
Именно в этот дом 8 сентября 1826 года приехал Александр Пушкин после аудиенции в Кремле у Николая I, вернувшего поэта в Москву из ссылки. Александр Сергеевич бывал в доме дяди и позже, бывали здесь и многие известные литераторы...
Обо всем этом и о многом другом можно узнать, посетив открывшийся здесь 6 июня 2013 года музей. Место это очень теплое и гостеприимное.
|
|
|