это москва
this is moscow

Это Москва

Басманный

Название района и Старой и Новой Басманных улиц происходит от бывшей в этой части Москвы Басманной слободы. Жили здесь "басманники". А вот кем они были и чем занимались, до сих пор не совсем ясно. По одной версии - пекли "дворцовый или казенный хлеб" басман (это по словарю В.И. Даля). По другой - изготовляли рельефные украшения для икон и прочих надобностей из тонких листов металла "басмы".
Пекари они были или чеканщики, а слобода процветала и была одной из крупных дворцовых слобод Москвы. В 1638 году здесь стояло 64 двора, а к 1679 году их числилось уже 113. К концу XVII Басманная слобода "приросла" на север новой улицей, где по Указу царя поселились люди военные. Называлась эта ново-освоенная территория Новой солдатской или Капитанской слободой (реже - Новой Басманной). И уже к 1702 году население района увеличилось более чем вдвое.
Позже здесь разрешили строиться и купеческому сословию. А с воцарением преемниц Петра Первого, облюбовавших близкие Лефортово и Немецкую слободу, в Басманной помимо ремесленников и купцов здесь обосновались чиновники, дворцовые служители, генералы и иноземцы (по свидетельствам иностранных путешественников, здесь жили те, кто перешел на русскую службу и принял православие). Как показывает перепись 1742 года, их в Басмманной того времени было уже около 70 процентов.

Гусятников переулок, дом 7, стр. 1. Жилой дом Э.А. фон Беренса (1880).

Этот дом, скрытый в глубине разросшегося сада, построенный в 1880 году по проекту архитектора М.А.Фидлера - редкий пример деревянного особняка в так называемом новогреческом стиле. Мода на "новую Грецию" подразумевала строгое следование классическим образцам в архитектуре и возникла в 1860-х годах.
Позднее в здании решено было разместить училище и в 1903 году дом был перестроен. Проект перепланировки выполнил архитектор Н. Благовещенский.
Потом сюда снова вселились жильцы. В 1920-х годах здесь жил Григорий Львович Рошаль - ученик Всеволода Эмильевича Мейерхольда, в ту пору - театральный режиссер. С 1931 года Григорий Львович начинает свою кино-карьеру на "Мосфильме". Важное место в его творчестве занимают экранизации литературных произведений: "Петербургская ночь" (1934, совместно с В. Строевой) по мотивам повестей Ф.Достоевского "Белые ночи" и "Неточка Незванова"; "Сестры" (1957), "Восемнадцатый год" (1958), "Хмурое утро" (1959) — по трилогии А.Толстого "Хождение по мукам". Рошаль - один из ведущих представителей жанра историко-биографического фильма: "Академик Иван Павлов" (1949), "Мусоргский" (1950), "Римский-Корсаков" (1953).

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура
Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура

Денисовский переулок, 24. Деревянный жилой дом (1912).

Дом купца А.В.Крупенникова очень отличается от других дошедших до нас московских деревянных построек: строгая симметричная композиция фасада; лаконичный, но разнообразный декор окон и карнизов; необычной формы полукупола с круглыми слуховыми окошками. Автором проекта был Владимир Александрович Рудановский. Учился он в Московской Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. И хотя не окончил курса, но в 1901 году получил свидетельство "на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части". Кроме дома в Денисовском переулке, в Москве было построено еще несколько зданий по его проектам: жилые дома на улице Шумкина (дом № 16, 1901) и в Еропкинском переулке, (дом № 11,1912), а также часовня на Введенском кладбище (1911).

Елоховский проезд, 5. Жилой дом (1803-1811).

Еще один "ветеран" допожарной московской застройки с не очень счастливой судьбой.
Деревянный одноэтажный дом с мезонином на высоком каменном фундаменте был построен между 1803 и 1811 годами в классических традициях своего времени для секунд-майора А.Л.Демидова.
Менялись хозяева, менялась мода. А значит, и здание менялось в соответствии с новыми московскими вкусами.
В 1830 году дом был оштукатурен и вокруг центральных окон появились арочные ниши.
В 1875 году, когда хозяином здания стал купец Гордеев, фасад дома снова подвергся переделке (растесаны окна цоколя и мезонина) и обшит досками.
И уже видимо, не так давно, цокольный этаж строения "украсила" кафельная плитка. А XXI век внес свой вклад в оформление в виде листов дсп и железа на окнах...
Остается только добавить, что дом имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством, о чем сообщает табличка на его фасаде.

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура
Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура

Переулок Огородная Слобода, 9 стр.1. Доходный дом.

Как ни странно, это двухэтажное деревянное здание - не что иное, как многоквартирный доходный дом. Построен он был предположительно в1870-х - 1880-х годах, хотя точная дата постройки неизвестна.
Автором проекта стал архитектор Александр Адольфович Мейнгард - один из основателей Московского Архитектурного Общества, московский губернский архитектор (с 1869 года), губернский инженер для казенных учреждений (с1876 года). Он возводил в основном больницы, богадельни, церкви и тюрьмы (в том числе, корпус для одиночного заключения Бутырской тюрьмы). Так что этот доходный дом - не очень характерный образец его творчества.
Видимая простота архитектурного решения с лихвой компенсируется обилием резного деревянного декора. Здесь резьба повсюду: на оконных наличниках (в особенности, первого этажа), по краю крыши на карнизе и между этажами. Но главное украшение - это, безусловно, поддерживающие кровлю "кружевные" кронштейны.
Получилось немного по-деревенски, но очень гармонично. Кажется, что только такой дом и должен стоять в переулке с названием Огородная слобода. Однако это название появилось лишь в 1994 году. В конце XIX столетия, когда строился дом, о знаменитой царской Огородной слободе здесь уже ничто не напоминало. А переулок назывался Чудовским.

Старая Басманная улица, 36. Дом-музей В.Л.Пушкина.

До наших дней дошел не только дом титулярной советницы Пелагеи Васильевны Кетчер, но и квартирная книга Басманной части, где значится точная дата его постройки: "1820 года, ноября 16 дня". Здание возвели на выгоревшем при пожаре 1812 года участке земли по одному из "образцовых фасадов". Дом одноэтажный со стороны улицы, с антресолями в задней половине и входом со двора, что очень типично для жилой застройки того времени. Вокруг зеленел сад, а в нем стояли надворные постройки: "людской флигель с конюшнею, каретным сараем и погребом". Летом 1824 усадьбу госпожи Кетчер "нанял" коллежский асессор Василий Львович Пушкин - дядя Александра Сергеевича и его "поэтический наставник", известный поэт своего времени.
Именно в этот дом 8 сентября 1826 года приехал Александр Пушкин после аудиенции в Кремле у Николая I, вернувшего поэта в Москву из ссылки. Александр Сергеевич бывал в доме дяди и позже, бывали здесь и многие известные литераторы...
Обо всем этом и о многом другом можно узнать, посетив открывшийся здесь 6 июня 2013 года музей. Место это очень теплое и гостеприимное.

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура
    

Сайт разработан вэб-студией Style Day