это москва
this is moscow

Это Москва

Этот раздел сайта полностью посвящен моему проекту «Это Москва». В него вошли 58 фотографий деревянных домов Москвы XIX начала XX веков. Тексты мои.

Резные наличники и палисадники, деревянные ворота и рубленые стены - это то, что мы меньше всего ожидаем увидеть на улицах современного мегаполиса. А ведь совсем недавно (с исторической точки зрения) наша любимая Белокаменная была почти сплошь деревянной.

Печально знаменитый пожар 1812 года поглотил большую часть города. Как свидетельствуют документы того времени, сохранилось "обывательских" домов: по Серпуховской части 212 домов, по Хамовнической части — 195 домов, по Тверской части 121 дом, по Арбатской части — 94 дома, по Якиманской части — 40 домов, по Пречистенской части — 10 домов, по Городской части — 7 домов и по Пятницкой части — 5 домов.

Но это же бедствие положило начало строительству новой Москвы, уже каменной. Однако каменный особняк, да даже просто городской дом - дело дорогостоящее. Даже дворянские семьи, не имеющие возможности позволить себе такую роскошь, вновь отстроенные деревянные усадьбы "маскировали" под камень при помощи штукатурки и декора в модном тогда стиле ампир. Или не маскировали, а сотворяли ампир из более "демократичных" бревен и досок. Купечество строилось основательно. Типичный купеческий дом XIX века - это один-два деревянных этажа на добротном каменном основании. Публика победнее и попроще ограничивалась деревом, строя без затей: почти деревенский сруб плюс резные наличники.

Эти дома до сих пор сохранились в переплетении старинных переулков Замоскворечья, Хамовников, Таганки, Соколиной Горы - бывших ремесленных слобод и городских окраин. У них разные истории и разные судьбы. Не всем посчастливилось стать музеями своих именитых жильцов – отреставрированными и ухоженными.В некоторых уютно разместились разнообразные конторы, офисы и даже рестораны, а где-то все еще живут простые горожане. С административно-юридической точки зрения - многие из них даже не являются памятниками архитектуры. Но они доносят до нас, сегодняшних, память о городе, который когда-то стоял на этих семи холмах. Городе, в котором мы никогда не были и который мы потеряли, не успев полюбить.

Эти дома еще держатся – с пластиковыми окнами или облупленными рамами, ярко окрашенные или с оголенным деревом стен, красивые и не очень – они уцелели. Их осталось совсем немного, но они есть. И это тоже Москва.

Арбат

Для большинства москвичей и гостей города Арбат - это элегантная пешеходная улица в центре столицы, многократно воспетая Булатом Окуджавой. А между тем это обширный исторический район Москвы с пятивековой историей - впервые эго название было зафиксировано в летописи в конце XV века.
Арбатом изначально именовалась территория, лежащая конусом от Троицких ворот Кремля до Москвы-реки, между Остоженкой и Никитской вплоть до сегодняшних Новинского, Смоленского и Зубовского бульваров.
В XVII веке Арбат - это городское предместье, где располагались стрелецкие и ремесленные слободы, оставшиеся на карте в виде названий улиц и переулков – Староконюшенный, Кречетниковский, Поварская, Скатертный, Столовый, Хлебный...
К XVIII веку район был заселен в основном небогатыми, но родовитым дворянством и ремесленниками. Уже тогда сложилась дошедшая до наших дней система улиц и переулков. А вот здания той эпохи до нас не дошли, уничтоженные пожаром 1812 года. Последовавший за бедствием строительный бум подарил нам одно- или двухэтажные дома-усадьбы с бельэтажами и мезонинами в стиле ампир. Фабрик и заводов здесь не было, особняков дворцового типа не строили. Жили по-семейному, сохраняя в городских усадьбах почти сельский уклад.
В XIX веке Арбат становится "модным" районом. В арбатских переулках осели Толстые, Растопчины, Кропоткины, Долгорукие, Гагарины. Селились здесь и университетские профессора, не говоря уже о писателях и художниках. История многих домов связана с жизнью выдающихся деятелей русской культуры и хранит их имена.

Денежный переулок, 9\6. Дом Поливанова (1822-1823).

Дом поручика А. К. Поливанова мало чем отличается от своих собратьев, появившихся на московских улицах после 1812 года на пепелищах старинных усадеб и заброшенных участках земли. Строгий "классический" фасад: портик с шестью колоннами тосканского ордера, мезонин, обработка "под руст" на углах здания.

У этого строения долгая и не очень счастливая судьба. Он менял хозяев, в послереволюционные годы стал практически "коммуналкой". Не раз горел, но отстраивался заново. Во время реставрации 1951-1954 годов по образцу типовых оград начала XIX века были "воссозданы" деревянная ограда и эти замечательные нарядные ворота, поражающие своей монументальностью и радующие глаз трогательно-деревенским декором. Разумеется, это не оригинал, но для деревянного сооружения шестьдесят лет срок тоже немалый.

Хотелось бы надеяться, что они устоят под натиском времени. Хотя на момент съемки створок самих ворот уже (или еще?) не было, полностью деревянной оставалась только калитка.

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура
Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура

Улица Малая Молчановка, 2. Дом купца Петра Чернова.

В начале 1960-х годов была проложена новая городская магистраль - проспект Калинина (теперь - Новый Арбат). Словно просеку прорубили в живой ткани сложившейся старомосковской застройке Арбата. Это скоплению гигантских многоэтажек разрубило исторический район на две части. Так Малая Молчановка, вкупе с другими улицами и переулками бывших Трубной и Поварской слобод, оказалась отрезанной от своей "малой родины".
А место это старинное и люди здесь обитали непростые. Вот и мемориальная доска на стене сообщает, что "Здесь в 1830-1832 гг. жил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов". Не один, понятно жил (по молодости лет), а с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Нанимали дом у купчихи Ф.И.Черновой. Это сейчас этот одноэтажный дом с мезонином, многократно за свою историю перестроенный, ничем не привлекателен. А во времена детства Михаила Юрьевича это был особняк послепожарной московской застройки в стиле ампир. Но судьба все-таки улыбнулась ему. Дни советских коммуналок миновали и теперь здесь Дом-музей М.Ю.Лермонтова.

Староконюшенный переулок, 36. Дом А.А.Пороховщикова (1871-1872).

Этот дом знают все. Он стоит в самом конце Староконюшенного переулка и хорошо виден с Арбата.
Построил его архитектор Д.В.Люшин по проекту А.Л.Гуна для владельца гостиницы и ресторана "Славянский базар", предпринимателя и мецената Александра Александровича Пороховщикова. Проект был отмечен премией на Всемирной Выставке 1873 года в Вене. Легко понять, что так восхитило европейцев. Это действительно олицетворение русского стиля. Массивные бревенчатые стены украшены по фасаду резными карнизами, подзорами и наличниками.
Интересна и его последующая судьба. Первым арендатором необычного строения стал электротехник В.Н.Чиколаев, разместивший здесь свое "Агентство по продаже швейных машин". Это были первые швейные машины с электродвигателями Чиколаева. С 1875 по 1878 год в здании располагалась редакция и издательство "Газеты А.Гатцука" и популярного "Календаря". В 1880 году открывается "Библиотека для чтения" А.М.Горожанкиной, женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей. Несколько лет дом занимало "Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению" (где читал лекции сам И.М.Сеченов).
В конце 1890-х годов дом был отделан под жилье для состоятельных квартиросъемщиков. Здесь, в гостях у профессора философии князя С.Н.Трубецкого бывал композитор А.Н.Скрябин.

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура
Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура

Хлебный переулок,6а. Дом купца Сельского.

Этот небольшой одноэтажный домик постройки 1830 года интересен не своей архитектурой, а своими обитателями. Здесь с 1902 года и до конца своих дней жили и работали два композитора: Николай Разумникович Кочетов и Вадим Николаевич Кочетов. Отец и сын.
Николай Разумникович был автором множества симфонических произведений, романсов, маршей и серенад.
В этом доме им были написаны опера на гоголевский сюжет "Страшная месть" (1903), II-я симфония (1911), концерт для фортепиано и симфонического оркестра (1922). Кочетов-старший также выступал и в качестве дирижера, преподавал с 1906 года в Синодальном училище, в 1918—1920 годах — в созданной на его базе Народной хоровой академии. В 1921 году участвовал в создании Института музыкальной науки.
Кочетов-младший служил в Красной Армии, был аккомпаниатором в кинотеатре, преподавал. В годы Великой Отечественной войны работал как композитор в частях Советской Армии и Военно-Морского Флота. Был автором опер для детей "Культпоходный тир", "Мойдодыр", писал симфоническую музыку, много работал для радио, кино и театра.

    

Сайт разработан вэб-студией Style Day