это москва
this is moscow

Это Москва

Хамовники

Хамовники - старый ремесленный район Москвы. Бывшее поселение ткачей-хамовников: Хамо?вская - Хамо?вная - Хамо?вническая слобода, известная еще с конца XVI века. Тогда в излучину Москвы-реки по царскому указу переселили ткачей из деревни Константиновка близ Твери. Тверские ткачи получали участки земли на определенных условиях. Каждый двор обязан был выработать определенное количество полотна, пропорционально занимаемому участку. Полная норма выработки ("дело") приходилась на обычный участок земли в 240 квадратных саженей, половинный участок - "полдела" и т.д. Всего в Хамовниках в начале XVII века насчитывалось 29 "дел", в конце XVII века — 51,75 "дела". Слобода находилась в ведении Царицыной мастерской, жители слободы получали денежное и хлебное жалованье (в среднем 1 рубль и 6—7 четвертей ржи или овса за одно "дело") и были освобождены от других повинностей.
К концу XVIII века Хамовническая слобода занимала район между нынешними Зубовским бульваром, Большой Пироговской улицей, Москвой-рекой и болотами около Новодевичьего монастыря.
Происхождение самого слова "хамовник" трактуется по-разному. По одной из версий "хамовщина" пошла от голландского слова "ham" (рубашка, белье) и особой голландской улицы в Москве XVII века.

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура

Большой Саввинский переулок, 8. Жилой деревянный дом хозяина суконной мануфактуры В.П. Золотарева.

Саввинские переулки (Большой и Малый) получили свое название в XIX веке по церкви Святого Саввы, оставшейся от бывшего Саввина (Саввинского) монастыря и стоявшей при нем слободы. Небольшая обитель была родовым богомольем московских бояр XV века Добрынских. В XVII веке в монастырской слободе было «32 двора бобыльских, людей в них 68 человек». Обитатели ее «кормятся на Москве всякою работою». Во второй половине XVII века монастырь был преобразован в женский, но просуществовал недолго. Уже в 1690 году не было ни монастыря, ни слободы при нем. Район стал «ткацким», застраиваясь мануфактурами, домами их хозяев и рабочих.
В 1880 году переулок украсился добротным, простым по форме, но нарядным творением архитектора С.И.Архангельского. А в 2014-м его «выявили» в качестве объекта культурного наследия. И это хорошая новость.

Улица Бурденко,23. Дом Г.А.Палибина (1818)

Типичный (или типовой) небольшой особняк послепожарной Москвы. Видно, что семья хозяина усадьбы - коллежского советника, служившего в Московской межевой канцелярии, Гавриила Ивановича Палибина - была не из богатых: один этаж с мезонином, пять окон по фасаду и немного "накладного" декора. Да еще сад на небольшом участке за деревянным забором. Именно такой была Москва середины XIX века - зеленой, уютной, спокойной и неторопливой. Подобных "островков московской старины" на карте современного города - по пальцам пересчитать. А в Хамовниках эта усадьба, пожалуй, единственная в своем роде.

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура
Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура

Гагаринский переулок, 22\8 стр. 8.

В старой Москве улицы и переулки довольно часть назывались по фамилиям местных домовладельцев. И Гагаринский переулок не исключение. Это название закрепилось в конце XVIII века, когда большая некогда родовая усадьба Гагариных уже была распродана по частям. А первый представитель этого княжеского рода - стольник Богдан Иванович Гагарин - поселился в здешних краях в 1738 году. Тогда здесь, в центре Старой Конюшенной слободы, стали селиться родовитые, но не богатые дворяне. Кривоватые улочки слободы были застроены по большей части деревянными строениями. Практически все они выгорели в пожар 1812 года (из 427 домов между современной Пречистенской набережной и Арбатом сохранились только 8). Но, как и в других районах города, район Гагаринского переулка довольно быстро отстроился заново.
Все владения здесь относились к четырем приходам стоявших по соседству храмов, среди которых был и храм Священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе. Есть данные, что этот двухэтажный дом на углу Гагаринского и Большого Власьевского переулков, принадлежал в свое время этой церкви (бывший дом священника). В 2004 году решением московских властей он был передан ее причту.

3-й Зачатьевский переулок,3. Дом Шаляпина.

Это неказистое строение - все, что осталось от трехэтажного особняка, какими в XIX веке был в основном застроен прилегающий к Зачатьевскому монастырю переулок. В советское время сам особняк, построенный в стиле модерн, и левое крыло дома снесли.
Здесь с 1904 по 1907 жил великий русский певец Федор Михайлович Шаляпин с женой Иолой Игнатьевной и детьми. И хотя переезду на новое место предшествовали трагические для семьи события - потеря первенца Игоря - годы, прожитые в Зачатьевском, были для Федора Ивановича вполне благополучными и даже счастливыми. Гостеприимный шаляпинский дом всегда был полон гостей. Друзьями Шаляпиных были Сергей Васильевич и Наталья Александровна Рахманиновы, художники Константин Алексеевич Коровин и Валентин Александрович Серов, оперный певец Валентин Николаевич Сабанин...

Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура
Москва, деревянный дом, деревянное зодчество, деревянная архитектура

Еропкинский переулок, 10. Жилой дом XIX века.

Редкий случай, когда название улицы (переулка) сохранилось неизменным аж с XVIII века! И это несмотря на то, что название это происходит от фамилии московского генерал-губернатора XVIII века Петра Дмитриевича Еропкина, владевшего здесь домом. На этом "посту" он сменил солдата Преображенского полка А. Шеншина (тоже местного домовладельца), чье имя переулок носил в начале XVIII века. А еще раньше Шеншин переулок назывался Сонцовым.
Жаль только, что сам дом не примечателен ничем, кроме времени постройки.

    

Сайт разработан вэб-студией Style Day