Это Москва
|
Улица Льва Толстого, 2.
Когда в 1882 году великий русский писатель поселился в Хамовной слободе, она была уже довольно плотно заселена московской знатью и богачами, устроившими здесь так называемые «загородные дворы» - своего рода дачи, с садами и огородами, по 2, 4 и более десятин земли. О ткачах-хамовниках напоминала только топонимика. Так, улица Льва Толстого называлась (вплоть до 1920 года) Долго-Хамовническим переулком. Дом, приобретенный Толстым, числился под 283-м номером, а соседние с ним владения под двойными номерами 283/289 и даже 284/300. Для сравнения: сегодняшний адрес хамовнической усадьбы-музея - улица Л.Толстого, дом № 21. Видимо, переулок был действительно Долгим.
|
Улица Льва Толстого, 21. Усадьба Льва Толстого "Хамовники". Одно из строений усадьбы.
История усадьбы «Хамовники» известна с конца XVII века. Тогда она была частью владений стольника Венедикта Яковлевича Хитрово. В 1800-1805 годах был построен ее главный дом. Усадьба, как и почти весь Хамовнический район, пережила пожар 1812 года и неоднократно переходила от одних хозяев к другим. Лев Николаевич Толстой купил ее в 1882 году у коллежского секретаря Ивана Александровича Арнаутова. Планировалось, что после перестройки и расширения дома, семья будет проводить здесь зимние месяцы, а на лето перебираться в любимую Ясную Поляну.
Территория усадьбы, окруженная добротным деревянным забором, весьма обширна и составляет целый гектар. Большая его часть занята садом с беседкой, насыпной горкой, огромными вековыми деревьями, дорожками и колодцем. Главный усадебный дом окружен множеством служебных построек, одна из которых выходит на улицу.
Имя великого русского писателя послужило охранной грамотой для этого уголка Хамовнической слободы, а статус музея сохранил его в почти неизменном виде.
|
|
|
Улица Льва Толстого, 21. Усадьба Льва Толстого "Хамовники", главный дом (1800-1805 гг.), вид со стороны сада.
Лев Николаевич принимал деятельное участие в работах по перестройке дома и усадьбы. Вот отрывок из его письма к жене от 12-го сентября 1882 года: «Дом вот в каком положении: ко вторнику будут готовы 4 комнаты: мальчикова, столовая. Танина и спальная. Они оклеены, только не докрашены двери и подоконники. В них я поставлю всю мебель хорошую; похуже в сарай. Остальные три комнаты внизу не готовы, потому что в них начали красить пол. Я остановил краску — они загрунтованы (желтые, светлые), и я решил так и оставить. Согласна ты? Комнаты эти и передняя дня через три тоже будут готовы. Штукатурная работа вчера кончена, последняя в доме. Штукатурить остается кухню. Это дня на три. В больших комнатах штукатурка почти просохла; сыра она, и дольше всего будет сыра в верхнем коридоре. Я там велел топить жарче. Лестницу начнут ставить завтра. Она вся сделана, только собрать и поставить. То же и с паркетом. Он готов, и завтра начнут стелить. Ватер-клозеты еще не совсем готовы, крыльца, в передней пол. Верхние комнаты старые и девичья не оклеены. Я велел все белить. Согласна? Пол в передней архитектор советует обтянуть солдатским сукном и лестницу не красить. Площадку и лестницу, и стены не оклеивать, а выкрасить белой краской. Вообще дом выходит очень хорош. А уж покой — чудо. Мне выходить из флигеля не хочется, — так тихо, хорошо, деревья шумят».
|
Малый Власьевский переулок, 5
Малый и Большой Власьевские переулки были в свое время, по словам А.Герцена, аристократическим «Сен-Жерменским предместьем Москвы». Здесь стояли дома известной актрисы Екатерины Семеновой-Гагариной и графини Орловой (где впоследствии жил юный П.А.Кропоткин), дом отца А.И.Герцена.
Разрозненные остатки старинной застройки каким-то чудом дошли до наших дней. Как и этот милый особнячок - типичный представитель послепожарной московской архитектуры. Типичный - в самом прямом смысле этого слова, ибо после пожара москвичам, заново отстраивавшим свои владения, предлагались проекты так называемых «образцовых фасадов», обязательных для всех застройщиков. Строить можно было из камня, но можно и из дерева (смотря по бюджету). А потом купить сделанные по моделям известных (и не очень) скульпторов декоративные детали - барельефы или маскероны - и ампир готов. И модно, и по-московски уютно.
|
|
|
Мансуровский переулок, 9. Дом братьев Топлениновых (1834).
Небольшой и (что греха таить) неказистый этот дом тем не менее - культовое место для всех ценителей творчества Михаила Афафнасьевича Булгакова.
В 1926 году, когда Булгаков впервые появился в этом доме, он принадлежал его хорошим знакомым Владимиру и Сергею Топлениновым. Братья имели отношение к театру: старший - Владимир - был актером, а младший - Сергей - художником декоратором. Часть дома Топлениновы сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому, с которым Михаил Афанасьевич дружил.
Писатель не просто навещал друзей. Здесь, в полуподвальной части дома он работал над своим знаменитым романом, часто оставаясь на ночь в отведенной специально для него комнате (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка).
"— Ах, это был золотой век, — блестя глазами, шептал рассказчик, — совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он, — маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен". Булгаковеды считают, что эти строки описывают именно дом в Мансуровском, получивший в народе неофициальный титул "Дом Мастера".
|
|