публикации
publications

Скажи, зачем?

Журнал «Фотомагазин», 2005\7-8

Здравствуйте, дорогой читатель журнала "Фотомагазин". Если Вы сейчас читаете эти строки, значит, Вам интересно наше мнение о фотографиях, присланных в редакцию. Впрочем, как и большинству наших авторов - ведь значительная часть читательских снимков сопровождается просьбой дать нашу "строгую, профессиональную оценку". Но как оценить фотографию? Красивая - некрасивая? Хорошая - плохая? Единственный, на наш взгляд, объективный критерий: насколько представленная фотография отражает творческие чаяния автора. Увидел зритель тот же свет, что и фотограф, почувствовал то же волнение - значит, да. Получилось! Можно ставить восклицательные знаки и всячески хвалить себя, любимого.
Итак, посмотрим...



01.
Ночь, улица, фонари... Что-то завораживающее есть в этой фотографии. Возможно, виной тому таинственность самОй ночи. Или снег, падающий в конусе света от фонаря. Или то, что работа сделана не на цветной, а на черно-белой пленке, что, увы, редко сейчас встречается. Но чтобы это ни было, настроение автором передано, это несомненно. А работа разваливается. Потому что на фото явно присутствует второй смысловой центр, отвлекающий зрителя от основного объекта съемки. Вы поняли, наверное, что речь идет о двух мужичках, расположившихся справа.
Не нужны они здесь. Дать бы им отойти и тогда снимать! Или переместиться бы фотографу немного вправо. Тогда бы фигура "читателя" отлепилась бы от газетного стенда и смотрелась рельефнее и интереснее. Впрочем, есть третий выход из ситуации, в духе времени: убрать мужичков в Рhotoshop'е. заодно обрезав часть лишнего, на наш взгляд, фона по периметру кадра.

02.
Две вариации на бессмертную тему "в траве сидел кузнечик". Названия работ очень точно подходят к фотографиям: "Зверь" к работе, названной "Поговорим?!", и наоборот. Почему? Очевидно, оба названия, что называется, "не в кассу", а оба автора этого обстоятельства не заметили.
А что же сами фотографии? Снимок Сергея Щипцова кажется нам гораздо более убедительным и интересным. Режим макросъемки выбран не случайно и работает на создание образа: получился зверюга! Одни когтистые лапы чего стоят! Жаль только, с фоном сливается (зелененький он был). Нам представляется, что лучше было бы фотографу снимать с более низкой точки, тогда фоном стало бы небо, а не зеленая травяная каша.
А вот оправданность применения макрорежима и низкой точки съемки в работе Сергея Филимонова вызывает большие сомнения. При таком ракурсе "зверем" стала эта милая девушка, а главный герой съемки совсем потерялся на фоне ее чудовищных по размеру пальцев. Вот если бы фотограф взглянул на эту сценку сверху - тогда бы все встало на свои места. Правильный выбор режима съемки и ракурса дело и творческое и тонкое!

03.
Оставим за скобками неудачное композиционное решение и общую нерезкость снимка.
Эта работа заставляет зрителя глубоко задуматься над вопросом: зачем автор засунул эти ракушки в этот корпус от часов? Признаемся, что нам так и не удалось найти ответа.
Возможно (если судить по названию "Время вышло"), автор ставил перед собой задачу сотворить метафору или аллегорию на тему вечности, бренности всего сущего, etc.?
Однако метафоры не получилось - получилась, скорее, пародия. А именно: ракушки, засунутые в корпус старого будильника. Вывод из всего вышесказанного напрашивается сам собой: ложная многозначительность фотографии только вредит.

04.
Удачное название, интересная задумка. Автор снабдил свой снимок очень теплым комментарием. Увы, комментарий-то на обороте, а фотография должна говорить сама за себя.
Не удалось Николаю передать светлое весеннее настроение "родом из детства". Может быть, тому виной грязный слежавшийся снег, обрамляющий картинку по верхнему краю кадра. И отражение бетонного столба тоже совсем некстати. Чтобы этого избежать, фотографу при съемке следовало, вероятно немного сдвинуться влево и скомпоновать кадр таким образом, чтобы снега было поменьше, а столб и вовсе "ушел" из кадра.
Но, скорее всего, причина неудачи кроется в неоправданном, в данном случае, использовании монокля (а, может быть, дело в качестве самого объектива). Вместо ощущения легкости он создал впечатление банальной нерезкости. И в результате автор приплыл совсем не туда, куда хотелось бы: вместо конкурса в критику. Бывает.

05.
Был такой художник, Давид Штеренберг. Родился он в 1881 году, умер в 1948-м, а в 1917-1918 годах написал картину "Селедки".
Наш читатель из Калуги сделал фотографический натюрморт под названием "Конец ужина".
И вот мы, зрители начала двадцать первого века, смотрим на картину Штеренберга и видим созданный художником образ - голод и разруху первых революционных лет. Потом смотрим на натюрморт г-на Кузнецова и видим, что фотограф селедку съел, а грязную посуду жене оставил.
Грустно, девицы, как говорил товарищ Бендер.

06.
В своем письме Олег Грицков (наш постоянный автор) жалуется на недостаток идей. Судя по присылаемым работам, с количеством идей все в порядке. Вот с их воплощением... Как с этой работой: снимали "Не болеть", а получилось скорее "Не болтать". В итоге шарф занял половину кадра и стал чуть ли не главным героем снимка. Вы ведь не этого хотели?
А вот Фотограф Екатерина Виноградова, снимку своему никакого названия не дала и завязала девушке глаза. Сложила и осветила свою модель так, что кажется, будто она вся состоит из костлявых ног и угловатых коленных чашечек.
Теперь поговорим "про это".
Вот собрались вы вручить своей музе созданное вами изображение, так сказать "на долгую добрую память". На паять о чем? О прыщиках, некстати выскочивших на лбу в день съемки, о том, что выглядела она не лучшим образом? Вариант: фотограф так повернул свою модель, что кости торчат во все стороны или кожа юной девы порылась складками, как у столетней Тортилы (тоже часто случается).
Люди! Да вы же не с закрытыми глазами снимаете!
Глядя в видоискатель, следите за картинкой в целом. Не сосредотачивайтесь на одной яркой детали, приковавшей к себе ваше внимание.

07.
Девушка и море... Море такое большое-большое, а девушка такая маленькая-маленькая. Как муравей, затерявшийся на просторах мироздания.
Это как раз тот случай, когда фотографа подводит собственное зрение, а точнее, восприятие увиденного. Часто так бывает, что глядя на заинтересовавший нас объект съемки, мы "видим" его более крупным, чем он есть на самом деле.
Камера такой способностью не обладает и скрупулезно фиксирует все как есть. А в результате мы получаем совершенно невыразительные снимки.
И что же делать в такой ситуации? Варианта два: или использовать длиннофокусную оптику (если она есть), чтобы приблизить и укрупнить объект. Или, полюбовавшись, пройти мимо невразумительного сюжета.

08.
Трудно поверить, что обе эти работы сделаны одним автором, настолько они разные. Первая - живая и непосредственная. Вторая - надуманная и пошлая. Но, тем не менее это так. Автор один, зовут ее Надежда, и она надеется, что мы "оценим ее карточки и подскажем".
Подсказываем (иногда это не так уж и плохо): "подсмотренные" сюжеты удаются Вам, Надя, гораздо лучше, чем постановочные. Например, этот репортажный портрет старика. Настроение схвачено, удачное название его только подчеркивает. Единственный недочет - на снимке подрезаны ноги и дорожный знак. Скорее всего, на негативе все в порядке, но при печати края всегда, что называется, "уходят", не забывайте об этом при съемке.
Что же касается "Близнецов"... Поверьте, женское тело заслуживает более бережного обращения и фотографического воплощения! Уж если на то пошло, сконцентрировались бы непосредственно на этих самых близнецах: оставили бы в кадре ягодицы и букашек. Зачем на снимке оказались эти ноги - грязные и сморщенные? Посмотрите, например, на фотографию Сноудона "Ступня Нуриева, 1982". Это же целая повесть о тяжелом каждодневном труде артиста балета! А Вы говорите "Близнецы"...
Главное, не ЧТО снимать, а КАК это делать!

09.
Присланная Сергеем на конкурс фотография говорит о том, что у автора прекрасное чувство цвета! Очень красиво получилось.
Видимо, фотограф и ставил перед собой задачу сделать красивую работу, способную украсить любой интерьер. Вот только при чем же здесь это белое пятно в левом нижнем углу кадра? Совсем оно ни к чему, только отвлекает зрителя (не очень нужны, на наш взгляд, и зеленые ветви справа вверху).
Попробуем прикрыть и то, и другое. Теперь другая беда - линия горизонта приходится на середину снимка. Тоже нехорошо.
Можно, конечно, взяться за ножницы и обрезать фотографию с трех сторон (снизу, справа и сверху), чтобы восстановить таким образом композиционное равновесие снимка. Но лучше было бы фотографу при съемке сместиться немного права и, что называется, "поиграть" зумом. Получилась бы вполне конкурсная, даже призовая работа.

10.
К съемке биологического объекта типа "цветок" возможны два подхода:
  1. Скрупулезная фиксация ботанических особенностей упомянутого объекта (пестики-тычинки, количество и форма лепестков и т.д.). Своего рода "фото на паспорт".
  2. Создание художественного образа, не совсем (или совсем не) отражающего реальное растение.
Оба автора, скорее всего, выбрали именно второй путь. Однако... Работа Татьяны Атальян застряла где-то посередине. Плотная компановка кадра не дает зрителю даже понять, а что же это за растение? В то же время до абстракции Татьяна тоже не дотянула, слишком много конкретных деталей. В центре цветка угадывается некая зеленая звезда. Может быть, в этом и была авторская задумка: зеленая звезда в обрамлении пурпурных лепестков? Вопрос, который остается без ответа.
Вера Савенкова справилась с поставленной задачей гораздо успешнее. Но, к сожалению, тоже не до конца. Для создания художественного образа очень важна точно выверенная композиция. В данной работе, однако, композиционное решение далеко от совершенства. Во-первых, бросается в глаза яркий и расположенный почти по центру пестик. Во-вторых, лепесток на переднем плане темноват, детали на нем не проработаны - просто темное пятно. Надо было бы его немного подсветить (если не вспышкой, то хотя бы белым листком бумаги) или увеличить экспозицию при съемке. В целом же получилось совсем неплохо.


вернуться к списку всех статей
    

Сайт разработан вэб-студией Style Day